Разное: Христианское отношение к любви
Публикации: Архиепископ Антоний /Бартошевич/: О загробной участи души человека Архиепископ Антоний /Бартошевич/: Наша смена (Доклад) Б.А.Березовский: Как заработать большие деньги
|
Винзавод и передвижник ЯрошенкоШнитке как-то сказал, что музыка – это звучащая тишина. Не только музыка находится в зазорах между звуками, но и живопись – в «зазорах» между красками, в некотором «параллельном» пространстве, литература – в зазорах между словами, философия – в зазорах между силлогизмами. Еще лучше, когда искусство витает в зазорах культурных контекстов. В четверг я был в МДМ, слушал «музыкальный контрапункт» четырех московских композиторов к документальному фильму "Москва" (1927). Это действо можно воспринимать по-разному. Можно смотреть «немое кино», иллюстрируемое неким музыкальным рядом. Можно реконструировать культурный космос каждого композитора и слушать ту умную тишину, которая витает в зазоре между «реальным» по ту сторону культурного космоса композитора, реальным авторов фильма и реальным героев фильма. И еще, разумеется, есть реальное мое, слушателя, созерцающего разницы этих реальных. Мое глубокое убеждение состоит в том, что наши отношения с реальностью эволюционируют во времени. На этой неделе меня в этой мысли трогательно поддержал Лакан, у которого в «Этике психоанализа» я прочел следующее: «Психология поневоле подчиняется атомистическим условиям оперирования с Vorstellungsrepräsentanzen (репрезентации представлений - hubris), поскольку именно в них флоккулирует, образуя своего рода хлопья, психическая материя». В этой фразе первое слово «психология» я бы заменил на «человек все более и более». С другой стороны, флоккулирующая в атомистических условиях психическая материя все менее подвержена аффективному началу и располагается по ту сторону принципа удовольствия: «Функция принципа удовольствия состоит в действительности в том, чтоб переносить субъект от одного означающего к другому, задействуя ровно столько означающих, сколько необходимо для того, чтобы поддерживать на максимально низком уровне напряжение, регулирующее функционирование психического аппарата». Поскольку Лакан пишет об этике психоанализа, то 50-ю страницами раньше, «исходя из последних достижений нашей науки» он решается обновить кантовский императив «поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла послужить принципом законодательства, предназначенного для всех». Вариант Лакана звучит так: «поступай лишь так, чтобы всякое твое действие могло быть запрограммировано». Применяя все выше сказанное к искусству, мы получаем, что «в атомистических условиях оперирования», отказываясь от аффективного начала, используя принцип удовольствия лишь как регулятивный, предельно абсолютизируя этическое начало, искусство производит все более и более насыщенные реальностью «хлопья флоккулирующей психической материи» притом, что применяемый арсенал выразительных средств иногда становится минималистичным, а иногда как бы брутальным. Вчера был на Винзаводе на спецпроектах Биеннале, получил огромное впечатление, катарсическое, надо сказать впечатление. Поскольку проекты носили социальную направленность, я задался вопросом. Лет 120 тому назад, посетив, к примеру, выставку передвижника Ярошенко, сильнее было бы впечатление? Вопрос, конечно, некорректный, ведь и я был бы другим 120 лет тому назад. И впечатление было бы другое, качественно другое. Как хорошо, однако, что я родился тогда, когда я родился! Источник: http://hubris-ipod.livejournal.com/3926.html |
|