Разное: Христианское отношение к любви
Публикации: Архиепископ Антоний /Бартошевич/: О загробной участи души человека Архиепископ Антоний /Бартошевич/: Наша смена (Доклад) Б.А.Березовский: Как заработать большие деньги
|
Нейрофизиология постмодернаНа этой неделе помимо обычной текучки мне довелось заниматься более-менее приятными делами – администрированием сайта. Я подбирал и придумывал картинки, хотя я не дизайнер, изготавливал текстики, пользуясь великой методой rerighting’а, хотя раньше этим не занимался. Как выяснилось, и это тоже интересная задача. В самом деле: есть некий отточенный текст, почти слово в слово скопированный на 10 сайтах, другого источника информации по интересующей теме у тебя нет, в целом в предметной области ты мало чего понимаешь. И вот имеющийся отточенный и увлекательный текст тебе надо переписать, так чтобы ни «паук», ни люди не догадались, что текст ты содрал. Конечно, ничего великого в этом нет, но важно другое. Фактически, решая вполне приземленные задачи, приходится ставить на поток технологии креатива, эврики, потому что каждая придуманная картинка, каждая переписанная фраза появляется в результате квантового скачка от незнания к знанию. И вот что интересно. В условиях глобализированного мира только среди людей, живущих в орбите «золотого миллиарда» таким способом ежедневно трудятся сотни миллионов человек. Зададимся вопросом: а не есть ли знание того, что креативные технологии формализуемы, что в них нет ничего чудесного, что они расколдованы, или что то же самое, весь мир есть сплошное колдовство, не есть ли это знание состояние постмодерна? Конвейер прост:
Обо всем этом, кроме нейрофизиологической калибровки, я писал на своем сайте. Почему «кроме»? Такими вещами все пользуются, но говорят о них приличные люди редко, приятное исключение, надо сказать, составил последний выпуск НГ EX LIBRIS. Почему говорят редко? Я вижу две причины.
Все, может быть, и было бы так просто, если общеупотребительные техники нейрофизиологических калибровок не развивались рука об руку с повышением уровня абстракции общеупотребительных знаковых систем. Здесь я имею в виду Абрама Соломоника, который предлагает «классификационную схему знаковых систем по уровню их абстракции», различая «пять уровней для пяти типов знаковых систем, расположенных по вектору возрастания степени их абстракции: естественные системы, системы образные, языковые, системы записи и формализованные коды (…) Эти типы, по моему представлению, начинают развиваться и предшествуют друг другу в порядке, указанном выше, и в онтогенезе, и в филогенезе человека» - конец цитаты. «Вектор возрастания степени абстрактности знаковых систем» есть вектор развития поверхностного или неверифицируемого мышления: Другая закономерность, выводимая Соломоником из того же вектора, есть то, что иначе называется смертью автора: Если в работе с естественными системами еще допустимо самому пользователю устанавливать порядок работы с собираемыми фактами, отдавать предпочтение тем или иным событиям и связям между ними, то уже на стадии образных систем такая свобода действий значительно ограничивается. Еще больше она ограничивается в языковых системах, а в математических системах ее почти совсем нет. На смену свободному пользователю, почти никак не связанному рамками системы, приходит другой пользователь – человек, полностью подчиненный алгоритму действия системы, человек, отступления которого от правил системы жестоко наказываются» - конец цитаты. Возникает простой вопрос: а так ли много нам приходится верифицировать, и обладаем ли мы хоть какой-нибудь свободой, устанавливая настройки нового мобильного телефона, делая себе ЖЖ, или, обучаясь пользоваться очередной стиральной машиной? И стоит ли удивляться, что в результате подобного жесткого тренинга мы расколдовали креативные технологии? А может действительно: Современность – наша античность? Источник: http://hubris-ipod.livejournal.com/1774.html |
|