Храм-Памятник Царю-Мученику в Брюсселе
Епархиальные и малотиражные издания Русского Зарубежья
Главная
Вестник Германской епархии
Вестник Православного дела
Малотиражные издания
Православная жизнь
Православное дело
Мои воспоминания

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

СЛОВО В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

О православии

Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю Православия весьма естественно быть вопросу: что есть Православие?

Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан (Ин 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.

Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум - плод падения. Православие - учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия - там нет спасения. «Иже хощетъ спастися, прежде всехъ подобаетъ ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдеть, кроме всякаго недоуменiя, во веки погибнетъ»1.

Драгоценное сокровище - учение Святого Духа! Оно преподано в Священном Писании и Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище - учение Святого Духа! В нем - залог нашего спасения. Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности: столь же драгоценен, столь же превыше всякой цены и залог нашего блаженства - учение Святого Духа.

Чтобы сохранить для нас этот залог, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые - выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц. Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них, и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.

Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение: это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд от пищи. Когда предается анафеме человек - это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мысли. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал, и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною.

Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лжеименного разума, из плотского мудрования, этого общего достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересью, а последование этому учению - зловерием2.

Апостол к числу дел плотских причисляет и ереси (Гал 5, 20.). Они принадлежат к делам плотским по источнику своему, плотскому мудрованiю, которое - смерть, которое - вражда на Бога, которое закону Божiю не покоряется, ниже бо можетъ (Рим 8, 6. 7.). Они принадлежат к делам плотским по последствиям своим. Отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по главному его греху - богохульству, они подвергают его порабощению страстей, как оставленного Богом, как преданного собственному своему падшему естеству. Омрачися неразумное сердце ихъ, говорит Апостол о мудрецах, уклонившихся от истинного Богопознания: глаголющеся быти мудри, объюродеша, премениша истину Божiю во лжу: сего ради предаде ихъ Богъ въ страсти безчестiя (Рим 1, 21. 22. 25. 26.). Страстями бесчестия называются разнообразные блудные страсти. Поведение ересиархов было развратное: Апполинарий имел прелюбодейную связь3, Евтихий был особенно порабощен страсти сребролюбия4, Арий был развратен до невероятности. Когда его песнопению, Талию, начали читать на первом Никейском Соборе, Отцы Собора заткнули уши, отказались слышать срамословие, не могущее никогда придти на ум человеку благочестивому. Талия была сожжена. К счастью христианства, все экземпляры ее истреблены: осталось нам историческое сведение, что это сочинение дышало неистовым развратом5. Подобны Талии многие сочинения новейших ересиархов: в них страшное богохульство соединено и перемешано с выражениями страшного, нечеловеческого разврата и кощунства. Блаженны те, которые никогда не слыхали и не читали этих извержений ада. При чтении их соединение духа ересиархов с духом сатаны делается очевидным.

Ереси, будучи делом плотским, плодом плотского мудрования, изобретены падшими духами. «Бегайте безбожных ересей, говорит святой Игнатий Богоносец, суть бо диавольского изобретения началозлобного оного змия»6. Этому не должно удивляться: падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их - исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную твари, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. От того падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их - гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии7. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками8. Спаде сь небесе, говорит пророк о падшем херувиме, денница восходящая заутра; со-крушися на земли. Ты реклъ еси во уме твоемъ: на небо взыду, выше звездъ небесныхъ поставлю престоль мой, буду подобенъ Вышнему. Ныне же во адъ снидеши и во основания земли, поверженъ будешь въ горахь, яко мертвець (Ис 14, 12. 13. 14. 15. 19.).

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целью и жаждой погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительней-шею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех, принадлежащий собственно духам отверженным и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемою в аскетических Отеческих писаниях оправданиями9. Делают они это с той целью, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенной философией. Страшное оружие в руках духов - ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественной благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих с определенностью христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоаникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божий. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною: что же сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенной в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства. Ереси, подходящие ближе к безбожию, удобнее познаются и оставляются, нежели ереси, менее удалившиеся от православной веры, и потому более прикрытые. Римский император, равноапостольный, великий Константин писал письмо святому Александру, патриарху Александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещевая его прекратить прения, нарушающие мир из-за пустых слов. Этими словами, которые названы пустыми, отвергалось Божество Господа Иисуса Христа, уничтожалось христианство10. Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто недоступной для постижения его кознью ереси.

Ересь, будучи грехом тяжким, грехом смертным, врачуется быстро и решительно, как грех ума, искренним, от всего сердца, преданием ее анафеме. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Святая соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренно предадут анафеме свою ересь11, и немедленно удостоивает их святых тайн, а впавших в блуд, хотя бы они исповедали и оставили свой грех, повелевает, по апостольским правилам, на многие годы отлучать от святых Тайн»12. Впечатление, произведенное плотским грехом, остается в человеке и по исповеди греха, и по оставлении его; впечатление, произведенное ересью, немедленно уничтожается по отвержении ее. Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом, и не престанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающiеся на разумь Христовь (2 Кор 10, 5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною. Когда блаженный Феодорит, епископ Кирский, предстал на четвертом Вселенском Соборе пред Отцами Собора, желая оправдаться во возведенных на него обвинениях, то Отцы потребовали от него, прежде всего, чтобы он предал анафеме ересиарха Нестория. Феодорит, отвергавший Несто-рия, но не так решительно, как отвергала его Церковь, хотел объясниться. Отцы снова потребовали, чтоб он решительно, без оговорок, предал анафеме Нестория и его учение. Феодорит опять выразил желание объясниться, но Отцы опять потребовали от него анафемы Несторию, угрожая в противном случае признать еретиком самого Феодорита. Феодорит произнес анафему Несторию и всем еретическим учениям того времени. Тогда Отцы прославили Бога, провозгласили Феодорита пастырем православным, а Феодорит уже не требовал объяснения, извергши из души своей причины, возбуждавшие нужду в объяснении13. Таково отношение духа человеческого к страшному недугу ереси.

Услышав сегодня грозное провозглашение врачевства духовного, примем его при истинном понимании его, и, приложив к душам нашим, отвергнем искренно и решительно те гибельные учения, которые Церковь будет поражать анафемой во спасение наше. Если мы и всегда отвергали их, то утвердимся голосом Церкви в отвержении их. Духовная свобода, легкость, сила, которые мы непременно ощутим в себе, засвидетельствуют пред нами правильность церковного действия и истину возвещаемого ею учения.

Провозглашает Церковь: «пленяющимъ разумъ свой въ послушанiе Божественному откровенiю и подвизавшихся за его ублажаемъ и восхваляемъ; противящихся истинъ, если они не покаялись предъ Господомъ, ожидавшимъ ихъ обращенiя и раскаянiя, если они не восхотели последовать Священному Писанiю и Преданiю первенствующей Церкви, отлучаемъ и анафематствуемъ».

«Отрицающимъ бытiе Божiе, и утверждающимъ, что этотъ мiръ самобытенъ, что все совершается въ немъ безъ промысла Божiя, по случаю: анафема».

«Говорящимъ, что Богъ - не Духъ, а вещество, также не признающимъ Его праведнымъ, милосердымъ, премудрымъ, всеведущимъ, и произносящимъ подобныя сему хуленiю: анафема».

«Дерзающимъ утверждать, что Сынъ Божiй не единосущенъ и не равночестенъ Отцу, также и Духъ Святый, — неисповедующимъ, что Отецъ, Сынъ и Святый Духъ - единъ Богъ: анафема».

«Позволяющимъ себе говорить, что къ нашему спасение и очищение отъ гръховъ не нужно пришествiя въ мiръ Сына Божiя во плоти, Его вольныя страданiя, смерть и воскресение: анафема».

«Непрiемлющимъ благодати искуплешя, проповедуемаго Евангелiемъ, какъ единственнаго средства къ оправданно нашему предъ Бо-гомъ: анафема».

«Дерзающимъ говорить, что Пречистая Дъва Марiя не была прежде рождества, въ рождествй и по рождестве Девою: анафема».

«Неверующимъ, что Святый Духъ умудрилъ Пророковъ и Алостоловъ, чрезъ нихъ возвестилъ намъ истинный путь ко спасешю, засвидетельствовавъ его чудесами, что Онъ и ныне обитаетъ въ сердцахъ верныхъ и истинныхъ христiанъ, наставляя ихъ на всякую истину: анафема».

«Отвергающимъ бессмертiе души, кончину века, будущiй судъ и вечное воздаянiе за добродетели на небесахъ, а за грехи осужденiе: анафема».

«Отвергающимъ таинства святой Христовой Церкви: анафема».

«Отвергающимъ соборы святыхъ Отцовъ и ихъ преданы, согласующiя Божественному откровеюю, благочестно хранимыя Православно-кафолическою Церковiю: анафема».

Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моемъ, вещает она, если вы примете Мое учение, и пребудете верными ему, воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете Истину, и Истина свободить вы (Ин 8, 31. 32.9). Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет, и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебными учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви.

    Аминь.

Примечания

1. Символъ святаго Афанаciя Великаго, патриарха Александрiйскаго. Псалтырь съ возследованiемъ.
2. Лествица. Слово 1.
3. Житие преподобного Ефрема Сирина.
4. Церковная история Флери. Том 2, кн. 37, гл. 28.
5. Там же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11.
6. Послание 1 к Граллианам.
7. Святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям.
8. Святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения, канонник.
9. Преподобный Авва Дорофей. Поучение о еже не составляти свой разум.
10. Церковная история Флери. Том 1, кн. 10, гл. 42.
11. Слово 15, гл.49.
12. Лаодикийского Собора правило 6.
13. Флери. История Христианства. Т. 2, кн. 20, гл. 24.
14. Последованiе въ Неделю Православiя.

ГОРА БЛАЖЕНСТВ

 

<<<     Наверх     >>>





Hosted by uCoz