Епархиальные и малотиражные издания Русского Зарубежья |
|
|
Соборное начало в жизни русских приходов и епархий зарубежомНесколько лет своей жизни я провел внутри Русской Православной Церкви Заграницей. Я наблюдал, как протекает жизнь православных приходов, как верующие общаются со своими пастырями и архипастырями, иереи между собой и с епископами, как пастыри и архипастыри живут «не господствуя над стадом, но, подавая во всем пример» (1 Пет. 5,2.3). Тогда же у меня образовалась небольшая коллекция журналов, “вестников” и других скромных изданий, выпускавшихся на народные средства и отражающие, как мне представляется, тот братский дух соборного общения, характерный для русского зарубежья, который навсегда пленил мое сердце. Термин “соборность” ныне слышен постоянно и практически всегда с негативным оттенком, что немудрено: ведь под соборностью чаще всего понимают нечто прямо противоположное тому, чем она является на самом деле. В действительности соборность вовсе не предполагает, как многие думают, слепого подчинения зомбированной толпы власти начальственного авторитета. Принцип соборности предполагает, что каждого христианина связывает с его Богом уникальная интимная ниточка взаимной связи. Помните, как пленил сердце Нафанаила Христос? Он напомнил ему об этой связи, которая народилась в те минуты, когда Нафанаил «был под смоковницей (Иоанн. 1,47-51). Мы не знаем, что там произошло и никогда не узнаем, точно также, как связь каждого из нас со Христом имеет глубоко личный интимный характер. Соборность есть практика живого общения христиан, которая предполагает поддержание пространства коммуникации, сотканного из предупредительных и трепетных актов приятия всеми лаиками друг друга. Каждый принимает каждого, уважительно и внимательно нащупывает тот вариант общего согласия, при котором ни одна из интимных и непостижимых ниточек, связывающих нас с Богом, не потерпит ущемления. Координатором такого согласия на приходе становится настоятель, в епархии – архиерей, на уровне поместной церкви – патриарх. Именно поэтому на заре становления Церкви Восточные Патриархи определили, что Римский епископ может рассчитывать на некое первенство не потому, что находится в особых отношениях с апостолом Петром, но лишь потому, что, пребывая в столице империи, имеет возможность живого общения с большим числом исповедников. Сегодня во всемирном масштабе набирает силу левый тренд, взыскующий замены представительной демократии консенсусной. Также становятся все более популярными сетевые принципы самоорганизации различных сообществ – общностей тех, “кто не хочет быть вместе”, т.е. людей, осознающих свою глубинную уникальность. И, наконец, “трансцендентальное” начало категорически отвергается в пользу имманентного, идущего от живой сущности реального, неидеализированного, несхематизированного человека. Все эти цели мыслятся быть достигнутыми через некое преображение человека в рамках биополитики практик “заботы о себе”. Подобные “вызовы времени”, на мой взгляд, с особой настоятельностью призывают нас вспомнить о драгоценном опыте соборного бытия, который в дореволюционной России задавал и в светском обществе высочайший уровень “бытовой демократии”, а в церковной ограде позволил создать общежитие, которое оптинский старец Нектарий уподобил райскому. Наверное, поэтому и Сергей Есенин написал: «Если крикнет рать святая: Итак, я хочу создать сайт для публикации епархиальных и малотиражных изданий РПЦЗ. Некоторое количество таких изданий у меня есть, в дальнейшем я надеюсь на помощь заинтересованных читателей, а также зарубежных архивов. Также, если кто-то может поделиться воспоминаниями о жизни русского церковного зарубежья, буду рад разместить их на сайте. Пишите на адрес: info(at)eparhialka.ru . Редактор сайта р.Б. Михаил Каталог размещенных изданийВестник Германской Епархии: 2000 - 2001гг
|