Храм-Памятник Царю-Мученику в Брюсселе
Епархиальные и малотиражные издания Русского Зарубежья
Главная
Вестник Германской епархии
Вестник Православного дела
Малотиражные издания
Православная жизнь
Православное дело
Мои воспоминания

Архим. Юстин (Попович)

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ*

СПОР С ФАРИСЕЯМИ О ПРЕДАНИИ СТАРЦЕВ
(15, 1-20)

Когда Господь наш Иисус Христос многочисленными чудесными исцелениями в стране Генисаретской показал и доказал Свое человеколюбивое Божественное всемогущество; когда Он совершил многочисленные сверхчеловеческие чудеса: 15,1-2 Тогда приходятъ къ Iисусу Iерусалимскiе книжники и фарисеи, и говорятъ: Зачемъ ученики Твои преступаютъ предаше старцевъ? ибо не умываютъ рукъ своихь, когда едятъ хлебъ. - Евангелист говорит «тогда», и этим обозначает время, чтобы показать крайнюю и неизреченную злобу книжников и фарисеев. А что значат слова: Iерусалимскiе книжники и фарисеи? - Книжники и фарисеи были рассеяны по всем коленам и разделены на двенадцать частей. Но те из них, которые жили в столице, были гораздо хуже и злее прочих, пользовались болыпим уважением и были необыкновенно горды1. Они обвиняют не Христа, а учеников в преступленiи преданiя старцевъ, предания об умовении рук. По верованию евреев, Бог на Синае дал Моисею два Закона: один письменный, а другой устный; устный Закон Моисей передал Иисусу Навину, тот же - судьям, судьи пророкам, пока он не был записан в Талмуде. Предание это называлось преданием старцев, т. е. древних мужей, древних предков, и евреи считали его обязательным. Книжники и фарисеи особенно строго сохраняли эти предания; их строгость доходила до того, что они не замечали того, что есть Божье. Но эта их строгость была в большей мере обращена к другим, чем к ним самим. Спаситель им отвечает; и ответом обвиняет их в том, что они преступают заповеди Божий ради преданий человеческих: Онъ же сказаль имъ вь ответъ: зачемъ и вы преступаете заповедь Божiю ради преданiя вашего? (стих 3). 15,3 Кто грешит в больших делах, усугубляет свой грех, если он упрекает людей, грешащих в делах малых. Ученики ели неумытыми руками, не потому, что хотели небрежно преступить предание старцев, но потому, что забыли про все эти мелочи, заботясь об исполнении того, что необходимо. «Они не считали законом ни умываться, ни оставаться неумытыми, но поступали так, или иначе, как случалось»2. Ибо 15,4 Богъ заповедалъ сказав: почитай отца и мать; и злословящш отца или мать смертью да умретъ (стих 4). Это заповедь Божия (Исх 20, 12; 21, 17; Лев 20, 9; Втор 5, 16). Уважение родителей выражалось в любви к родителям, в заботе о них, и в послушании им. Злословие родителей значит: оскорбление родителей словом и делом. Это порок, который наказывался смертной казнью. 15,5-6 А вы говорите, речет Спаситель книжникам и фарисеям: если кто скажетъ отцу или матери: даръ Богу то, чемъ ты отъ меня пользовался, тотъ можетъ и не почтить отца своего, или мать свою; такимъ образомъ вы устранили заповьдъ Божт предашемъ вашимъ (стих 5-6).

Евреи имели обычай посвящать Яхве разные предметы из своего имущества, и Закон требовал, чтобы обещанные предметы обязательно приносили Богу (Втор 23, 21-23). Со временем сложилось предание, что такой дар важнее, чем дар самым близким людям, например, родителям. Таким образом: «Фарисеи учили юношей под видом благочестия презирать родителей. Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня попользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли их под предлогом обязанности к Богу, и Бога - под предлогом обязанности к родителям»3. Спаситель этим осуждает не приношение даров Богу, но лицемерное злоупотребление этим приношением.

15,7-9 Лицемерные поступки фарисеев осуждает не только Господь, но и пророк Исаия. Ссылаясь на пророчество пророка Исаии, Христос этим ссылается на Бога, пророчествовашего через пророков и говорившего через них. Лицемеры! хорошо пророчествовали о васъ Исаiя, говоря: приближаются ко Мне люди сiи устами своими и чтутъ Меня языкомъ; сердце же ихъ далеко отстоить отъ Меня; но тщетно чтутъ Меня, уча ученiямъ, заповедямъ человеческимъ (стих 7-9; Ис 29, 13). Пророчество Исаии оправдывает суждение Христа о фарисеях. То, что Исаия некогда осуждал, Христос осуждает ныне, осуждает замену заповедей Божиих учением человеческим. Лицемерие имеет ту проклятую особенность, что оно разделяет целостную личность человека, раздваивает, раздробляет, и этим лишает человека способности всем сердцем, всем умом, всей мыслью, всей крепостью верить в Бога, служить Богу, содействовать Богу. Лицемер заменяет Бога человеком, заменяет учение Божие учением человеческим. Но тщетно это учение, говорит пророк Исаия и подтверждает Господь Христос. Тщетно, душепагубно учение человеческое, ибо оно не имеет животворной, воскресающей силы, которую только Бог имеет и может дать. Поэтому Спаситель и оправдывает Своих учеников, что они не придерживаются этих учений человеческих, которые тщетны. Тщетно обращать все внимание на принятие пищи неумытыми руками, и не обращать внимания на неочищенное сердце, на неочищенную душу, на неочищенные слова.

15,10-11 Фарисеи самовольно, упорно и неотступно остаются при учениях человеческих. Поэтому Господь отвращается от них и обращается к народу, и объявляет учение Божье. И призвавъ народъ, сказал имъ (стих 10). Слушайте, что Бог говорит об учениях человеческих, что о пище; разумейте свое отношение к ним; разумейте Божье учение; подумайте о нем. Не то, что входить вь уста, оскверняеть человека, но то, что выходить изъ устъ, оскверняеть человека (стих 11). Человек осквернил тварь, а не тварь человека. Через человека вошел грех в мир, а не через тварь. Не пища сама по себе скверна, но мысль, с которой она принимается. Источник греха в человеке, а не в вещах вокруг человека. Чистому все чисто, а скверному и нечистому все нечисто, и осквернен ум его и совесть его (ср. Тит 1, 15; 1 Тим 4, 4). Но этим осуждается не обращение внимания на образ и род пищи, которое находит свое выражение в учении Спасителя о посте. Этим осуждается перенесение нравственного центра из человека во внешние вещи. Нет сомнения, Господь не сказал, что разборчивость в пище ничего не значит, и что Моисей предписал ее напрасно; но заимствуя доказательство из самого свойства вещи. Господь говорит: Не то, что входить въ уста, оскверняеть человека, но то, что выходить изъ устъ, оскверняешь человека. - Осторожность и раборчивость в пище нужна и полезна, если она есть последствие нравственного расположения и желания достичь этим очищения души своей и помочь нравственному возрастанию ближних (ср. 1 Кор 10, 23-33).

15,10-11 Фарисеи самовольно, упорно и неотступно остаются при учениях человеческих. Поэтому Господь отвращается от них и обращается к народу, и объявляет учение Божье. И призвавъ народъ, сказал имъ (стих 10). Слушайте, что Бог говорит об учениях человеческих, что о пище; разумейте свое отношение к ним; разумейте Божье учение; подумайте о нем. Не то, что входить вь уста, оскверняеть человека, но то, что выходить изъ устъ, оскверняеть человека (стих 11). Человек осквернил тварь, а не тварь человека. Через человека вошел грех в мир, а не через тварь. Не пища сама по себе скверна, но мысль, с которой она принимается. Источник греха в человеке, а не в вещах вокруг человека. Чистому все чисто, а скверному и нечистому все нечисто, и осквернен ум его и совесть его (ср. Тит 1, 15; 1 Тим 4, 4). Но этим осуждается не обращение внимания на образ и род пищи, которое находит свое выражение в учении Спасителя о посте. Этим осуждается перенесение нравственного центра из человека во внешние вещи. Нет сомнения, Господь не сказал, что разборчивость в пище ничего не значит, и что Моисей предписал ее напрасно; но заимствуя доказательство из самого свойства вещи. Господь говорит: Не то, что входить въ уста, оскверняеть человека, но то, что выходить изъ устъ, оскверняешь человека4. - Осторожность и раборчивость в пище нужна и полезна, если она есть последствие нравственного расположения и желания достичь этим очищения души своей и помочь нравственному возрастанию ближних (ср. 1 Кор 10, 23-33).

15,12 Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сiе, соблазнились? (стих 12). Слово сiе относится к 11стиху. Новое, богочеловеческое мерило о пище соблазнило фарисеев и смутило самих учеников Христовых. Но Спаситель оставляет их в соблазне, ибо они упорно остаются при своем богоборческом учении. И Спаситель сказалъ въ ответъ: всякое растенiе, которое не Отецъ Мой Небесный насадилъ, искоренится (стих 13). Под растенiемъ следует понимать всякое человеческое учение, созданное без Бога, помимо Бога, против Бога; следует также понимать и каждого человека, учащего от себя, ради себя, без Бога, против Бога. Такое учение, такой человек должны когда-нибудь погибнуть: «Оставьте ихъ», не вразумляйте их силой; мудрость не навязывается немудро; спасение неспасоносными средствами не совершается: «оставьте ихъ», ибо они навеки окружили себя гордыней. Они слепые вожди слепыхъ: гордостью они ослепили очи своего ума, и навязали себя, слепоглазых, вождями слепым; но конец тех и других самоубийственн: если слепой ведеть слепого, оба въ яму впадутъ (стих 14). «Большое зло и слепымъ быть; но при слепоте не иметь руководителя и занимать должность вождя - двойное и даже тройное преступление, ибо если пагубно при слепоте не иметь вождя, то гораздо пагубнее браться водить другого»5.

15,15 Что и сами ученики были смущены учением Спасителя о пище, показывает поведение Петра. Евангелист благовествует: Петрь же отвечая сказалъ Ему: изъясни намъ притчу сiю (стих 15). «Иногда евреи называют притчей загадку или неясное высказывание»6. Ученики, которым дано знать тайны царства Божия (Мф 13, 11), не понимают этого; поэтому Спаситель их спрашивает с укором: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее вь уста, проходить во чрево и извергается вонъ (стих 16-17). Все, что входит во уста: вся пища сама по себе ни освящает, ни оскверняет человека; она не создает нравственных ценностей; она становится нравственным средством только тогда, когда человек как нравственная личность внесет в нее нравственную ценность. А исходящее изъ устъ - изь сердца исходить; сiе оскверняетъ человека (стих 18): все, что исходит из сердца, потому что сердце в любой момент есть нравственный центр, нравственный очаг; все что из сердца исходит - либо скверно, либо чисто, третьего не дано. Хочет человек этого или не хочет, он всегда есть нравственное существо. «Пища если бы и осталась в теле, и тогда не осквернила бы человека. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и когда выходит оттуда - и тогда еще более»7.

15,19-20 За злой мыслью стоит злое сердце; за злым чувством, за злым делом, за убийством, за прелюбодеянием, и за всеми злодеяниями стоит злое сердце: ибо изь сердца исходятъ злые помыслы, убiйства, прелюбодьянiя, любодеянiя, кражи, лжесвидетельства, хуленiя: это оскверняетъ человека; а есть неумытыми руками — не оскверняетъ человека (стих 19-20). Зло человеческое находится не на коже человека, но в праглубинах человеческого существа; будь оно на коже, легко бы было сдувать его, и фарисеи могли бы быть врачевателями зла. Но зло так глубоко внутри в человеке, что одна только рука Божья может его схватить и извлечь из него.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ
(15, 21-28)

15,21 После спора с фарисеями Господь Христос, вышедь оттуда, удалился въ страны Тирскiя и Сидонскiя (стих 21), в области языческие. Но возникает вопрос: как же Христос идет на путь язычников, когда Он Своим ученикам, посылая их на проповедь, заповедал: «на путь язычниковъ не идите» (Мф 10, 10). Для такого поступка Спаситель имел несколько причин. Во-первых: Он не был обязан исполнять то, что Он заповедовал ученикам Своим; во-вторых: Он пошел в края языческие не для того, чтобы проповедовать; на это указывает евангелист Марк, когда говорит, что Господь хотел утаиться и скрыться (Мк 7, 24); в-третьих: не пойти к язычникам не соответствовало бы человеколюбию Единого Человеколюбца. Он не мог не благовествовать язычникам, когда они сами к Нему стекались (Ср. Св. Златоуст, беседа 52, 1; с. 518). Самое очевидное оправдание Его пути в эти языческие краи - «великая вера» женщины Хананеянки.

15.22 Евангелист благовествует: И вотъ, женщина Хананеянка, вышедши изь техъ местъ, кричала Ему: помилуй меня. Господи, Сынъ Давидовь, дочь моя жестоко беснуется (стих 22). Хананеи были древние жители Палестины, которые под давлением евреев ушли на север и смешались с жителями Сирии и Финикии. В то время как евреи преследуют Иисуса, женщина нееврейка спешит к Нему, и обращается к Нему как самая правоверная поклонница Яхве. Она называет Иисуса Господом и Сыном Давидовым, что означает, что она не только знала о Мессии, но и веровала, что этот Мессия - сам Иисус, Сын Марии из Назарета. Она, вероятно, слышала об Иисусе, как и многие жители Сирии (Мф 4, 24). Одержимость, бесноватость ее дочери усиливала в ней желание видеть чудотворного Иисуса и просить у Него лекарства для своей измученной дочери. Муку своей дочери она ощущает сильнее, чем полубезумная дочь ее, и она вопиет: «помилуй меня», а не: дочь мою, ибо она чувствовала страдания своей дочери как свои. И не говорит: прииди и исцели, а только: помилуй8.

15,23 На отчаянный вопль тоскующей матери Iисусъ не отвечалъ ей ни слова (стих 23). Почему? Потому ли, что был нечувствителен к ее боли? Нет, но потому, что хотел искусить, испытать ее веру, и чтобы показать Своими ученикам пользу неотступной молитвы. И приступивши, ученики Его просили Его, говоря: Отпусти ее, утешь ее, сотвори ей по ее просьбе, потому что кричитъ за нами (стих 23). Спаситель отвечает ученикам, что первоочередная цель Его пришествия: спасти погибших овец - израильтян: Я посланъ только к погибшимъ овцамъ дома Израилева (стих 24). Но это не исключает, а способствует спасению всех народов всех времен с помощью Богочеловеческого домостроительства спасения (ср. Мф 8, 11-12; 24, 14; 28, 18-20; Мк 16, 16). Болезненные чувства Хананеянки принимают все более болезненное, все более молитвенное выражение, выливаются в неизмеримую веру, которая граничит с исповдничеством. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне (стих 25), ибо один крик моей несчастной дочки вызывает у меня тысячи криков. Онъ же сказалъ вь ответь: не хорошо взять хлебъ у детей и бросить псамъ (стих 26).

Язычники - псы! Евреи были чада Божий, и к иноверным относились как к собакам, как к нечистым животным. Такое отношение Спаситель проявляет в этот момент к Хананеянке, чтобы подвигнуть ее на неслыханное исповедание веры. Она же сказала: такъ, Господи! но и псы едять крохи, которыя падають со стола господь ихъ (стих 27).: да, Господи, я пес, а Ты Господь: но пусть и пес Твой получит крошку от роскошной трапезы милости Твоей! - Тогда Iисусъ сказалъ ей въ ответъ: о, женщина! велика вера твоя: да будетъ тебь по желанiю твоему. Твоя великая вера сделала твою волю всемогущей; твое «хочу» стало Божиим «хочу»; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ея въ тотъ часъ (стих 28).

Вера Хананеянки великая вера и для Самого Господа Иисуса. И в ней: великая любовь, великая мудрость, великая надежда, великая молитва, великая истина, великая правда. Таковой вере принадлежит Божественное, творческое, чудотворное всемогущество: да будетъ тебе по желанiю твоему. Это напоминает: «Да будетъ светь!». - и было так. Только великая вера во всемогущего Богочеловека объясняет человеку какой силой, каким всемогуществом Бог сотворил мир, и непрерывно творит Божественные миры в душах челочевеских. Ибо Хананеянка изгнала своей верой из дочери своей диавола, эту тьму кромешную и самую страшную, и зажгла в ней солнце Божие.

Что необходимо для великой веры? Великое доверие к Господу Христу и решимость воли: невозможное для человека считать возможным для Богочеловека. Великая вера: считать, что Христос может изгнать диавола из существа человеческого, из естества человеческого - удалить зло из мира. Чтобы это достигалось, от людей требуется вера в Богочеловека, хананеянская вера. А сила, и всемогущество, и власть над духами нечистыми принадлежат Богочеловеку, а по Его дару также и христоносцам (Мф 10, 1.8; Лк 9, 1).

«Бросить псамъ». Псы — язычники. Да, и все люди, ибо намного страшнее, и позорнее, и недостойнее человека - иметь в себе диавола, чем быть псом. Псы не имеют в себе диавола, между тем как люди его - опосредованно или непосредственно - имеют. Имеют через грехи и пороки. Сила зла грехами разливается по существу человеческому; а через них и сам диавол. Ибо грехи - суть грехи силой диаволовой, творческой силой зла. Богочеловек сошел в земной мир, чтобы показать людям, как вместо диавола в человеке может жить и действовать Бог и Его Божественные силы. В течение всей Своей жизни на земле Богочеловек это показывал и доказывал.

ВТОРОЕ ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ НАРОДА
(15, 29-30)

15,29-31 Евангелист благовествует: Перешедъ оттуда, пришелъ Iисусъ кь морю Галилейскому, и, взойдя на гору, сель тамъ. И приступило кь Нему множество народа, имея сь собою хромыхъ, слепыхь, немыхь, увечныхъ и иныхъ многихъ, и повергли ихъ къ ногамъ Iисусовымь; и Онъ исцелилъ ихъ; такъ что народь дивился, видя немыхъ говорящими, увечныхъ здоровыми, хромыхъ ходящими и слепыхъ видящими; и прославлялъ Бога Израилева.

К Иисусу подходит много людей; они не говорят; они молча кладут больных у ног Иисусовых, и этим исповедуют веру свою в Него. И Он их всех без слов исцеляет. Он не требует от них гласного исповедания веры; не ожидает от них, чтобы его умоляли. Дочку хананеянки Он не сразу исцелил, а этих исцелил сразу, не потому, что они были достойнее ее, но потому что она имела больше веры, чем они. Господь откладывает исцеление ее дочери и не спешит с ним, чтобы показать величие и непоколебимость веры ее9. Но и вера народа этого не мала: три дня они в пустынном месте; и если и имели какую-то пищу, то должны были ее уже съесть. Поэтому Iисусъ, позвавь учениковъ Своихъ, сказаль имъ: жаль мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего имъ есть; отпустить же ихъ не евшими не хочу, чтобы не ослабѣли въ дорогѣ (стих 32) 15,32 А ученики? - Ученики уже забыли чудо с пятью хлебами и двумя рыбами, и сказали Ему: откуда намъ взять въ пустынь столько хлебовъ, чтобы накормить столько народа? Но Господь их спрашивает без укоризны: Сколько у вась хлѣбовь? Они же сказали: семь, и немного рыбокъ (стих 33-34). И повторяется громовое чудо: Иисус взял семь хлебовъ и рыбы, воздалъ благодаренiе, преломилъ ихъ и даль ученикамь, а ученики — народу. И ѣли всѣ и насытились; и набрали оставшихся кусковъ семь корзинь полныхъ; а ѣвшихь было четыре тысячи человъкъ, кромь женщинъ и дѣтей (стих 35-38).

Через многие чудеса Спаситель ведет Своих учеников к сознанию о Его Божественной силе, всемогуществе. 15,39 В некоторых из них - как в этом - Он дает им живо участвовать, чтобы оставить в их душах более сильный след. И так Господь, насытив народ телесно, а ученкиков духовно, отпустивъ народь, вошелъ въ лодку и прибыль въ предѣлы Магдалинскiе (стих 39).

Этим чудом Господь показывает: вопрос хлеба это Божий вопрос, Христов вопрос, Богочеловеческий вопрос. Человеколюбивый Господь решает его любовью, сочувствием. Он его сводит на духовный вопрос. Доказательство? Он благословляет семь хлебов и несколько рыбок, и насыщает столько народа. И еще: оставшихся кусковъ семь корзинъ полныхъ. Главное побуждение этого чуда: любовь, сочувствие. Для всех этих накормленных людей главное: Господь Христос, его Божественная любовь, Божественное всемогущество, Божественное учение. Из-за этого эти люди забыли про себя, про пищу, про питие. Эту второстепенную заботу сострадательный Господь берет на Себя Самого. Ибо они ищут прежде всего царства Божия и правды Его, а это им дается как побочное и как естественное (Мф 6, 25-33). Так делают все настоящие христиане: стремятся прежде всего к царству Божию и правде Его, а милостивый Спаситель дает им за их малый труд остальное как птицам небесным и лилиям полевым.

(Продолжение следует)

_________

* Продолжение. Начало Толкования см. «Вестник» №3-4/1986.
1. Святой Златоуст, Беседа 51,1; с. 510.
2. Там же, с. 511.
3. Беседа 51,2; с. 511.
4. Беседа 51,3;с. 513.
5. Беседа 51,4; с. 514.
6. Зигабен, там же, ad loc.
7. Св. Златоуст, там же, с. 515.
8. Ср. Блаж. Феофилакт, там же, ad loc.
9. Ср. Св. Златоуст, Беседа 52,3; с. 522.

 

<<<     Наверх     >>>





Hosted by uCoz