Храм-Памятник Царю-Мученику в Брюсселе
Епархиальные и малотиражные издания Русского Зарубежья
Главная
Вестник Германской епархии
Вестник Православного дела
Малотиражные издания
Православная жизнь
Православное дело
Мои воспоминания

ОТВЕРГНУВШИ ЛОЖЬ, ГОВОРИТЕ ИСТИНУ КАЖДЫЙ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ...

О выступлении Патриарха Алексия по поводу Хеврона и Иерихона (на основе сообщений: ИТАР-ТАСС и Благовест-Инфо от 28.01.2000)

27января в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча руководителей епархиальных отделов образования РПЦ и директоров православных школ со своим первоиерархом Патриархом Алексием II. Из зала прозвучал вопрос об отношении к РПЦЗ. Православные люди вправе были ожидать от своего священноначалия слова правды, но его не последовало. Приходится восполнить пробел.

Патриарх заявил, что в 1997 г. он с группой паломников не был допущен в монастырь РПЦЗ в Хевроне, «несмотря на предварительную договоренность со священноначалием РПЦЗ».

Патриарх дезинформировал своих слушателей, или, говоря по-русски, солгал. Московская патриархия не запрашивала о посещении Хевронского монастыря. Это видно из суждения Архиерейского Синода РПЦЗ от 30 апреля/13 мая 1997 г. «По вопросу о приезде Патр. Алексия со свитой епископов и духовенства ... обратились за разрешением приложиться к мощам Преподобномучениц Елизаветы и Варвары, а также отслужить литию у могилы Архимандрита Антонина Капустина на Елеоне. Делегация прибудет к Празднику Святой Троицы в 1997 году» («Церковная жизнь» №№ 3-4, с. 3).

Синод поручил епископу Варнаве совместно с архим. Варфоломеем (Начальником Миссии РПЦЗ) и игумениями Иулианией (Елеон) и Анной (Гефсимания) «разработать план приема вышеупомянутой делегации из России» (с. 3), в частности «связаться с Патриархом Иерусалимским Диодором и подробно осведомить его о тех мерах, которые будут предприняты нами в связи с приездом делегации из России» (с. 3-4). Синод позаботился и о том, чтобы посетителям было предложено угощение.

В Гефсимании так все в действительности произошло, включая беседу «за чашкой чая».

На Елеоне дело обстояло иначе. Игумения Иулиания - живая свидетельница изгнания наших монашествующих в 1948 г., совершенного по благословению Патриарха Алексия I - отказалась не только принять официально, но и вообще допустить такого рода делегацию на территорию монастыря. Об этом она предупредила Иерусалимского Патриарха Диодора, который в результате не стал сопровождать Патриарха Алексия. За преслушание (хотя по-человечески и очень понятное) она понесла дисциплинарное взыскание и была направлена в Чили, где она до своего назначения на Елеон много лет руководила детским приютом. Однако, ее снятие было после захвата Хеврона ловко обыграно и перетолковано митр. Кириллом (Гундяевым), председателем Отдела внешних церковных сношений, для обеления Московской патриархии как косвенное признание РПЦЗ своей вины «за Хеврон».

При честном подходе здесь нельзя не увидеть благого намерения Синода РПЦЗ. К сожалению, оно встретило лишь поругание, в частности от Патриарха Алексия, который тогда спокойно пил чай в Гефсимании, а теперь демагогически заявляет о недопустимости того, чтобы монастыри и храмы «закрывались перед паломниками из России, Украины, Беларуси, которые сегодня во множестве посещают Святую Землю». Патриарх ломится поистине в открытую дверь. Наши монастыри беспрепятственно посещают тысячи и тысячи российских паломников. С высочайшими делегациями дело обстоит не так просто, особенно если это представители тех, кто объявляет РПЦЗ «незаконной» и издавна посягает на ее имущество.

Почему же из МП про Хеврон не запрашивали? Сейчас это вполне очевидно. МП не собиралась таким запросом признавать какие бы то ни было права РПЦЗ на территории Арафата, хотя известно, что Хевронский монастырь и, в особенности, храм его достраивался именно РПЦЗ и был в 1925 г. освящен при совместном служении Патриарха Иерусалимского Дамиана и архиепископа Анастасия (Грибановского - с 1936 г. первоиерарха РПЦЗ). МП считает все имущество РПЦЗ на территории, где распоряжается Арафат, автоматически своим, «незаконно удерживаемым РПЦЗ».

Поэтому в Хеврон на Троицу 1997 г., уже после посещений в Гефсимании и на Елеоне, неожиданно нагрянула высокая делегация и потребовала немедленного доступа. Всякий бывавший на Святой Земле, знает, что не в любое время можно посещать любой монастырь. Уже и до патриаршего посещения арафатовская милиция стала терроризировать насельников в преддверии захвата Хевронского монастыря...*

Итак, в Гефсимании делегацию МП приняли и угостили. На Елеоне - не приняли, чему воспоследовали дисциплинарные меры. О Хевроне же не было и запроса... Но именно примером Хеврона Патриарх Алексий подкрепляет следующий тезис: «определенные политические силы США не заинтересованы в воссоединении РПЦ и РПЦЗ», а по сообщению ИТАР-ТАСС Патриарх Алексий указал на «секретные службы» (тех же далеких США, как будто рядом никаких нет).

Непредвзятому читателю, пожалуй, уже ясно, что никто иной как сам Патриарх Алексий здесь избирает и определяет образ «воссоединения», когда он провозглашает о Хевроне, что «предварительная договоренность со священноначалием РПЦЗ» была, хотя ее не было, и притом начисто забывает, как его приняли «раскольники» из РПЦЗ в Гефсимании.

Кто же виноват в подобной лживости? Американские «секретные службы» или чьи-то другие?

Но у Патриарха Алексия для всероссийского православного народа давно готовы удобоваримые ответы: по его словам все это происходит «в силу политизированности РПЦЗ».

Об этом штампе тоже стоило бы поразмыслить. Но не хочется, потому что православному сердцу важнее, созидается ли Тело Христово такими речами в тех, кто понесет теперь в народ эту «информацию» о Церкви? И в ответ на это вопрошание в сердце звучат апостольские слова: «Но вы не так познали Христа...»! (Еф. 4, 20) Да, подходят целиком главы 4 и 5 послания к Ефесянам, из которых мы здесь приведем лишь немногие стихи:

Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены другъ другу... И не давайте мЬста дiаволу (вспомним, что по-гречески 'диавол' значит «клеветать»). Кто краль, впередъ не кради... Никакое гнилое слово да не исходить изь усть вашихь... Итакъ не будьте сообщниками ихъ... И не участвуйте въ бесплодныхь дълах тьмы, но и обличайте... Все же обнаруживаемое делается явнымъ отъ свьта... Итакъ не будьте нерассудительны (Еф. 4, 17-5,19).

Будем же рассудительны! Опыт свидетельствует, что в атмосфере, которая такими методами создавалась не только в последнее десятилетие, но и на основе всех предыдущих, вероятнее всего, что большинство услышавших эти слова Патриарха легко усвоили очередной «урок» советской мифологии как условный сигнал к соответствующему действию. Истина здесь будет просто не при чем. Но именно это больше всего препятствует «соединению». Тем не менее, для искренних православных сердец открыт иной путь: диалог истины. Его усиленно закрывают (см. «Вестник» 1997, №№ 4, 5, 6 и 1998, №№ 1, 2, 3), но в подлинно церковной жизни он остается открытым. Сейчас больно, но в глубине тем более отчетливо чувствуется, что может воссиять церковная истина, и этой радости никто не отнимет от нас.

НА

* О жизни Хевронского монастыря (единственного христианского монастыря в Хевроне!) следовало бы написать отдельно: об атмосфере постоянной осады, о необходимости достройки стены, которую соседи-арабы постоянно сжигали и разрушали, о тон, как была с риском для жизни остановлена попытка радикальных мусульман в один день построить мечеть на территории монастыря... Естественно, что после событий в Гефсимании и на Елеоне насельники хевронского монастыря могли быть обеспокоены. А то, что в Хевронском монастыре обрелся предатель, лишь подтверждает суть этих махинаций МП. Не делает чести предстоятелю МП и то, что он ссылается на прошение двух насельников хевронского монастыря о «возвращении в лоно Матери-Церкви». О. Георгий старик настолько немощный - сомнительно, что он мог понимать происходящее. Что же касается второго просителя, то мы лишены возможности обсуждать с ним этот вопрос.

А В ДАЛЕКОМ 1965 ГОДУ...
ИЛИ: ПРО «ПОЛИТИЗИРОВАННОСТЬ»

Когда в 1965 году безбожники изгоняли монахов не из палестинского Иерихона, а из Почаевской Лавры, РПЦЗ, в частности в лице архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича - † 1995), на весь мир протестовала против этого беззакония. Тогда в беседе с корреспондентом ТАСС Управляющий делами Московской патриархии архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий говорил: «Заявление архиепископа Женевского Антония Бартошевича о Почаевской Лавре не заслуживает никакого доверия» (...) Архиепископ Алексий добавил, что находящийся в так называемом карловацком расколе архиепископ Антоний уже не первый раз пытается ввести в заблуждение общественность.«Однако, что бы он ни говорил, Почаевская Лавра - одна из древнейших обителей Русской Православной Церкви, как и другие монастыри, живет в полном согласии со своим уставом и традициями», сказал архиепископ Алексий. (...) «На наш взгляд, -сказал архиепископ Алексий, - действия архиепископа Антония Барташевича, как и других представителей церковного раскола, уже давно находящихся вне ограды Матери-Церкви, враждебны и Русской Православной Церкви и Советской Стране. Мы хотим сказать, что они служат лишь тем, кто заинтересован в разрушении международного согласия, кто мешает сближению народов и всеобщему миру» (ТАСС/Москва 07.07.1965).

Полвека данный представитель Московской патриархии неизменно утверждал слово «раскол» в отношении той части Русской Церкви, которая была вне досягаемости богоборческой власти. Иного видения ему не было дано. Остается с христианской любовью выразить соболезнование.

Справка: В 1950 г. 21-летний Алексий Ридигер рукоположен в диакона, и два дня спустя - 17.04.1950 - во иерея. В 1953 г. - кандидат богословия, в 1958 г. протоиерей, в 1959 - благочинный. В марте 1961 г. пострижен в монашество, в августе 1961 г. он - архимандрит и 3 сентября 1961 рукоположен во епископа Таллинского и Эстонского, управляющий также и Рижской епархией. В 1964 г. - архиепископ и Управляющий делами МП (до 1986 г.), в 1968 г. - митрополит, в 1971 г. право ношения двух панагий, постоянный член Священного Синода. В 1986 г. - митрополит Ленинградский. В 1990 г. - Патриарх.



Иерихон: у решеткиА ВОТ КАК ВИДИТ ДЕЛО АРАФАТ...

Согласно сообщению агентства «Ассошиэйтед Пресс» (АП) от 19.02.2000 Арафат после встречи с президентом Германии Йоханнесом Рау наконец впервые высказался по поводу занятия иерихонского участка. Он «включился в спор лишь для того, чтобы обеспечить обеим враждующим русским церквам равный доступ к имуществу». По словам Арафата, он послал свою полицию, чтобы посредничать в решении: «Я послал людей, чтобы уладить спор между белой и красной церквами», сказал Арафат, и подчеркнул, что он не только хочет обеспечить равный доступ к имуществу обеим сторонам, но и передать «белой» церкви государственную землю недалеко от сада.

Это предложение действительно выдвигалось палестинской стороной. Имеется ввиду какой-то пустынный участок, в четыре раза меньше иерихонского с любовью ухоженного сада, имеющего свою систему обеспечения водой.

Свою благонамеренность, однако, президент Арафат подкрепил ссылкой на положение в Хевроне: «Как и в прошлом, когда подобный спор вспыхнул в Хевроне, мы дадим белым и красным сколько-то места (some space), и на этой основе проблема будет решена».

Оставляя в стороне правовые аспекты дела, можно отметить, что «сколько-то» в Хевроне для РПЦЗ равно нулю, а для МП - 100%. Что касается иерихонского участка и свободного передвижения по нему, то оно для МП обеспечено на 99% - за исключением разве что 1%, т. е. комнатки, где ютятся две сестры, которые под охраной подходят к воротам, но никогда не вместе, опасаясь быть лишенными и этого «одного процента».

За день до захвата монастырского подворья в Иерихоне....

АРХИЕПИСКОП ЛОНГИН (МП) ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕ ПОДДЕРЖКИ

(перевод с немецкого)

Берлин 14.01.2000 (Католическое Агентство Новостей). Представитель РПЦ в Германии и при Европейском Союзе, архиепископ Лонгин, призвал к большей поддержке Русской Православной Церкви. Хотя бы часть финансовой помощи для России следует направлять непосредственно Церкви, сказал Лонгин в Католической Академии в Берлине. [...] Далее Лонгин сказал, что, несмотря на свои связи с нынешним русским правительством, Церковь не стремится быть государственной Церковью. Она видит себя в роли нравственной совести русского общества. Притом Церковь также ощущает себя как посредницу между соперничающими политическими силами в России, а также и вне страны. Лонгин указал как на пример на попытки посредничества в Косовском конфликте, и сожалел о их безуспешности.

 

<<<     Наверх     >>>





Hosted by uCoz