Храм-Памятник Царю-Мученику в Брюсселе
Епархиальные и малотиражные издания Русского Зарубежья
Главная
Вестник Германской епархии
Вестник Православного дела
Малотиражные издания
Православная жизнь
Православное дело
Мои воспоминания

Кончина
Священно–Архимандрита
Иова

НАСТОЯТЕЛЯ ОБИТЕЛИ ПРЕП. ИОВА В МЮНХЕНЕ.

Русская Православная Церковь за рубежом понесла тяжелую потерю. 16/29 октября 1959 г., после тяжкой продолжительной болезни скончался на 66-м году жизни Настоятель Обители преп. Иова в Мюнхене Священно-Архимндрит Иов. В его лице ушел из жизни не только горячо любимый и глубоко чтимый братией Обители Настоятель её, но и пастырь хорошо известный и почитаемый в широких кругах всего Русского Зарубежья.

Священно-Архимандрит Иов
Священно–Архимандрит Иов

О. Архимандрит Иов, в миру Владимир Михайлович Леонтьев, происходил из старой родовитой семьи и являлся прямым потомком великого русского полководца Суворова.

Внучка Фельдмаршала Суворова, дочь его дочери, рожденная графиня Зубова была женой Генерала Леонтьева, бывшего в 1814г. Военным Губернатором Парижа. Их прямым пра-правнуком и являлся почивший Священно-Архимандрит Иов.

Как это было принято в его семье, Владимир Леонтьев обучался в военных школах—в 1 Московском Кадетском Корпусе и в Пажеском Корпусе, который он окончил в 1914 г., выйдя в Лейб-Гвардии Его Величества Гусарский полк, в котором и провел 1-ую мировую войну. В полку он был хорошим—исполнительным, решительным и смелым офицером. Так, он вынес на себе под жестоким огнем противника тяжело раненого и затем скончавшегося от ран своего однополчанина и товарища по выпуску Пажеского Корпуса Князя Игоря Константиновича, в боях у Мазурских озер попавшего с разъездом в топкое место и оказавшегося под сильным огнем немцев. Во время Белой борьбы покойный сражался в рядах Северо-Западной Армии Генерала Юденича. По окончании Гражданской войны он проживал во Франции, в Париже и Ницце. Там принимал он деятельное участие в жизни общественных и политических организаций. Постепенно, однако, приходил он к убеждению, что наиболее действенным видом борьбы со злом является духовное его преодоление. Прийдя к такому заключению Владимир Леонтьев, с детских лет и в течении всей жизни бывший глубоко верующим человеком, оставил мир и в 1934 г. направился в Карпатский Монастырь, основанный Архимандритом, ныне Архиепископом, Виталием в селе Ладомирова. Там, в Карпатской глуши, в условиях большой материальной скудости и строгого иноческого подвига творилось громадное по своему значению для всего Русского Зарубежья духовное дело: совершалось издание Богослужебных книг, коими снабжались церкви всего Русского Зарубежья.

Пробыв около года на положении послушника Владимир Леонтьев принял в Обители монашеский пост риг с именем Иова. В новом звании, уже в предвоенные годы, был он послан в Зап. Европу сопровождать мощи Св. Великомученика Пантелеймона. Своими разсказами о благодатной жизни Карпатской Обители и собственным духовным горением привлекал он при этом новых иноков в Обитель.

В 1938 г. о. Иов был рукоположен в сан иеромонаха, но и в этом высоком сане священноинока про должал нести в Обители самые тяжелые и смиренные послушания, в том числе заведывание кухней и экономией. В то же время был он одним из ближайших духовных друзей и сотрудников Настоятеля Обители Священно - Архимандрита Серафима, ныне Архиепископа Чикагского.

Когда в августе 1944 г. советские войска, вступившие на территорию Словакии, приблизились вплотную к монастырю, Настоятель о. Архимандрит Серафим находился в отъезде, подготовляя в Германии возможность вывоза туда монастырской братии. Поэтому эвакуацию монастыря,— вывоз святынь, братии и части книжного склада — должен был произвести о. 1ов, что он и сделал — в условиях крайне трудных — мужественно и мудро.

По прибытии братии в Германию в декабре 1944 г. о. Иов стал военным священником в армии ген. Власова, а когда по окончании войны Обитель выехала в Швейцарию, он был оставлен в Германии для возглавления той части братии, которая, не получив швейцарской визы, должна была оставаться на германской территории.

В самый момент окончания войны о. Иов оказался в г. Карлсбаде, где на его попечении находилось три больших ящика богослужебных книг, вывезенных при эвакуации Обители из Ладом1ровой. Несмотря на всевозможные трудности и иногда самые неожиданные препятствия, о. Иов упорно, мужественно и решительно настоял на том, чтобы эти ящики с книгами были погружены в единственный предоставленный для эвакуации многочисленного духовенства железнодорожный вагон. Этим ящикам суждено было стать главным источником богослужебных книг для тех почти 200 православных приходов, которые тогда, в 1945 г. стихийно возникали в Германии по лагерям и иным местам разселения новых и старых эмигрантов.

Отцу же Иову выпали в те же смятенные дни, летом 1945 г., честь и ответственность отыскания местопребывания Первосвятителя Зарубежной Русской Церкви Митрополита Анастасия, увезенного в последние дни перед приходом красных войск из Карлсбада в малый городок южной Германии, в Фюссен.

С этим же периодом связана также самоотверженная деятельность о. Иова по сопровождению Владыки Митрополита Анастасия при его переезде из Германии в Швейцарию в ноябре 1945 г. и при возвращение Владыки Первосвятителя из Швейцарш в Германию весной 1946 г., когда ввиду отсутствия необходимых документов о. Иову пришлось проявить много энергии и настойчивости пред властями.

В течение последующего достаточно долгого времени о. Иов служил связующим звеном между Первосвятителем и его канцелярий в Германии с одной стороны и обосновавшейся в Женеве братией Обители преп. Иова с другой стороны, что было первостепенно важным делом, т.к. вся переписка Владыки Первосвятителя с внешним миром в эти ответственные послевоенные годы шла только через Женеву, ибо Германия тогда была лишена права корреспонденции с заграницей.

Тогда же, в 1945 г., почивший ныне о. Архимандрит Иов основал для остававшегося с ним в Германии монашеского братства Обитель преп. Иова Почаевского в Мюнхене, сперва в подвальном помещении Синодального дома в Богенхаузене, а потом, с весны 1946 г., в нынешнем здании в Оберменцинге. Ближайшими его помощниками в этом монастырском строительстве были о. Игумен Никодим, ныне Епископ в Англии, и принявший в Обители монашеский постриг и рукоположение во 1иеромонаха о. Пантелеимон, ныне Архимандрит, Настоятель прихода в Тунисе.

Тогда же, в 1945 г., почивший ныне о. Архимандрит Иов основал для остававшегося с ним в Германии монашеского братства Обитель преп. Иова Почаевского в Мюнхене, сперва в подвальном помещении Синодального дома в Богенхаузене, а потом, с весны 1946 г., в нынешнем здании в Оберменцинге. Ближайшими его помощниками в этом монастырском строительстве были о. Игумен Никодим, ныне Епископ в Англии, и принявший в Обители монашеский постриг и рукоположение во 1иеромонаха о. Пантелеимон, ныне Архимандрит, Настоятель прихода в Тунисе.

Когда русские люди получили возможность выезда из Германии и стали оставлять эту страну, как слишком близкую к железному занавесу, о. Архимандрит Иов не чинил препятствий той части братии, которая пожелала уехать. Жизнь Обители и при оставшейся малочисленной братии продолжалась с прежней интенсивностью, благодаря прежде всего жертвенному горению ее Настоятеля. В созданной при основании Обители духовной типографии продолжалось печатание духовных изданий. В 1950 году Обитель приступила к и ныне продолжающемуся изданию Житий Святых, труду нашедшему широкий отклик в Зарубежье.

Священно-Архимандрит Иов на пути к больным
Священно-Архимандрит Иов на пути к больным

Созидая Обитель, как очаг духовного подвига и молитвы, видел о. Архимандрит Иов ее прямую задачу в оказании молитвенной и духовной помощи всем в горе находящимся. Очень многие русские люди в Германии нашли в Обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене молитвенную помощь и духовное укрепление. При этом всех своих духовных чад стремился о. Иов зажечь своим светлым духовным непоколебимым оптимизмом, горящей верой в грядущее возрождение святого Православия на нашей Родине и в победоносность Божьего дела во всем мире. И с разъездом русских людей из Германии духовная связь многих из них с Обителью не прекратилась. Незримые нити прочной духовной связи их с малой Обителью не порвались и по прошествии многих лет —обширная духовная переписка о. Архимандрита 1ова была одним из важнейших дел последних лет его жизни.

Весной 1958 г. о. Архимандрит Иов тяжко заболел. Болезнь свою — опухоль в мозгу — покойный принимал, как очищающую милость Божьего посещения и переносил страдания со смирением и мужеством, стараясь бодростью своей укрепить дух братии.

В своей заботе об Обители, за месяц до кончины, уже совершенно слабый и почти совсем слепой, он совершает еще поездку в Париж для личного доклада об Обители Архиепископу Иоанну, как заместителю Первоиерарха.

Господь послал верному рабу Своему легкую кончину: 16/29 октября 1959 г. Священно-Архимандрит Иов преставился ко Господу без страданий, спокойно уснув последним сном. Величественное выражение благодатного покоя почивало на его лике.

Духовные заветы, начертанные подвигом жизни почившего Священно-Архимандрита Иова надлежит свято беречь в памяти не только братии его Обители, с напряжением всех сил стремящейся далее нести светильник, зажженный их Настоятелем, но и всем, кто рано или поздно может оказаться готовым послужить Богу делом.

Основной завет его жизни есть верность, до конца претерпевающая верность служения Христу Богу на путях служения Церкви, Обители, людям и Святой Руси.

Однажды вступив на иноческий путь, всем сердцем воспринял Священно-Архимандрит Иов сокровенную сущность иноческого служения, как безраздельность отдачи себя Богу. Всей душой полюбил он Обитель — сперва в Ладомировой, затем в Мюнхене, — как духовную крепость, как нерушимый оплот духовной цельности в служении Богу среди мятущегося житейского моря душевной раздвоенности века сего.

Как инок стяжал Архимандрит Иов, по милости Божией, в высокой степени две иноческие добродетели: совершенную нестяжательность — т.е. полную, не материальную только безкорыстность и глубокое, исполненное страха Божия, как живого чувства, сердечное смирение, которое умел он, сочетать со строгостью начальника, с живым чувством долга и ответственности «не зря носящего меч».

Ничего себе не ища и с совершенной, до глубины души проникающей искренностью, видя в себе последнего из людей, горел он духом в служении Господу, облекшему верного раба Своего духовною силой—даром благодатного приобщения и силою молитвы.

Не зная малодушия, с упованием на помощь Божию, без робости устремлялся он на всякое Божие дело, как бы оно ни было трудно, и с великим упорством добивался поставленных целей. И Господь, по Своей милости, не отказывал в своей помощи и венчал успехом его усилия.

Отпевание усопшего в храме Обители и погребете на кладбище в Оберменцинге были совершены Епископом Нафанаилом в сослужении 6 иереев, 2 ноября при большом стечении народа. Прощальные слова при отпевании были сказаны Епископом Нафанаилом и от лица братии иеромонахом Корнилием.

Епископ Нафанаил в своем слове сказал:

«Как многообразен и разносторонен и в то же время как прост и целеустремлен твой жизненный путь, дорогой друг и брат, отец Архимандрит Иов.

Отпрыск древней семьи, потомок нашего великого Суворова, ты с самых юных лет стал на путь служения Вере, Царю и Отечеству на поприще наиболее естественном при твоих семейных традициях, на поприще воинского служения. На этом пути ты доблестно и право служил сначала в борьбе против внешних врагов, а потом в священной борьбе против Божьих врагов, против сатанинской силы полонившей нашу Родину.

Когда же по Божьему попущению, за наши грехи, силы добра оказались побежденными, и ты подобно многим сотням тысяч русских людей оказался в изгнании, ты в конце концов понял, что наилучшим, наивернейшим и самым прямым путем продолжения этой борьбы за Бога и Его правду и за душу родного народа против сил зла является непосредственное служение созидательнице и благодатной воспитательнице России — Церкви Православной в рядах ее служителей, иноков и священнослужителей. И ты, бросив все, прибыл в нашу Обитель во Ладомировой на Карпатах, в ее занесенную снегами и заросшую лесными дебрями глушь. Ты стал там послушником, потом монахом, и я знавший, видевший и любивший тебя там, свидетельствую сейчас у твоего гроба, о том свято, — глубочайше смиренно нес ты там свои послушания.

В течение многих лет ты работал на самых невзрачных для внешнего ока монастырских трудах—в поварне и кладовых, часто отставляемый из-за этого от гораздо более привлекательных и радостных занятий: богословием и торжественными служениями. Лучшие воинские качества дисциплины, повиновения и самоотверженности скопленные твоими доблестными предками и вложенные ими в твою натуру, ты принес на алтарь служения Церкви. И Бог гордым противящийся, смиренным же дающий благодать, дал тебе эту благодать Свою.

Напитавшись благодатным духом святой нашей Карпатской Обители, ты понес ее светильник в страны нашего нового изгнания, чтобы по Божьему призыву стать во главе новой Обители тут, той Обители, в которой сейчас совершается эта молитва, Обители которую все мы во множестве собравшиеся к твоему гробу любим и почитаем, ибо она пропитана благодатным монастырским духом, унаследованным тобою в Ладомировой, и который ты не мало не расплескав и не расточив, передал своей Обители здесь.

Исходящее из мироварни, по слову святого Златоуста, невольно уносят с собою на одеждах своих запах благовонной масти и облагоухают ею других. Вот, чтобы напитаться этим драгоценным благоуханием благодати и ближних своих облагоухать ею, мы и приходим сюда в этот тобою созданный монастырский очаг.

Друже и брате, дорогой батюшка, отец архимандрит Иов, мы верим тому, что ты ныне отходишь от земной юдоли к престолу Божию. Молись же там о том, чтобы зажженный тобою светильник, созданная тобою святая Обитель была сохранена нерушимой, ни мало не пострадав ни от бурь и тревог нашего многомятежного времени, ни от слабости людской. А мы обещаем тебе всегда любить и почитать твое святое детище, эту святую Обитель».

 

 

<<<     Наверх     >>>





Hosted by uCoz