|
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
АРХИЕПИСКОПА МАРКА
БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ ГЕРМАНСКОЙ ЕПАРХИИ
Аще и во гробъ снисшелъ еси, Безсмертне,
но адову разрушилъ еси силу,
и воскреслъ еси яко победитель.
Победа мертвого тела над живым змием есть залог нашего со-воскресения со Христом. Весь мир изменяется Его пришествием, вселенная потрясается Его распятием, все человечество обновляется Его воскресением.
И распятие, и воскресение Господа совершаются в человеческом теле. Он не принес это новое тело с неба, а создал его Себе в человеческой материнской утробе, чтобы с первого же момента Своего вочеловечения включить все человечество в домостроительство спасения. Его безгрешное человеческое тело, не нуждающееся в очищении или обновлении, приняло крестные страдания, чтобы нас, грешных и оскверненных, вырвать из пасти лукавого змия-всегубителя. Христос – Божiя сила и Божiя премудрость – Своим мертвым телом потряс ад и разрушил державу смерти. В этом теле есть всё – Жизнь, Свет, Хлеб – по свидетельству Самого Господа, изрекшего: Азъ есмь светъ мiру: ходяй по Мне… имать светъ животный (Ин 8, 12) и азъ есмь хлебъ животный (6, 48), и азъ есмь хлебъ сшедый съ небесе (41).
До пришествия Второго Адама в мир человек, падший потомок Адама первозданного, в своей смерти, тьме и безысходности изнемогал от голода, лишившись хлеба духовного. Господь принес ему этот хлеб – Самого Себя, Свое тело и кровь. Ими Он на Кресте породил новое человечество и породнил всех нас, собирая вся языки, не только земные, но и небесные – крестом «бо ангеломъ и человекомъ соединенiе бысть». Крест Христов объединяет небо и землю, ибо Распятый на нем ради нас примирилъ всяческая въ себе, умиротворивъ кровью креста Его, чрезъ Него, аще земная, аще ли небесная (Кол 1, 20). Крест делает нас, земнородных, равноангельными, ибо он, «ширшiй небесъ силою своею», есть воистину лествица небесная, и «человеки къ Богу возводитъ присно».
Господь не препирается со смертью, а властительски повелевает ей отпустить человеческие души из многовекового плена, начавшегося с Адама первого и падшаго. С этого момента диавол пребывает в жалком самообмане мнимой власти над человеческим родом. Те искушения, которыми он надеялся погубить Спасителя после сорокодневного поста, и ныне повторяются в жизни каждого человека. И хотя каждый из нас знает, что человек может сопротивляться искушениям точно так же, как воспротивился им Сын Человеческий в пустыне, мы падаем снова и снова и самовольно подчиняем себя началозлобному властелину. Мы забываем, что для борьбы со змием не надо удаляться во внешнюю, вещественную пустыню – она совершается во внутренней пустыне нашего сердца. Чтобы сердце смогло выдержать эту брань, следует иссушать его от всяких страстных движений, орошать любовью к Богу Спасителю и утучнять милосердием, обращенным к Его твари. Когда мы, вслед за нашим Избавителем, утверждаясь и укрепляясь Его Крестной кровью, начинаем решительную борьбу с грехом, мы таинственно исполняемся и Его спасительными силами. Тогда в нас воссиявает Его свет, в нас течет Его Кровь, питающая и совершающая нас, тогда мы участвуем в Его всемогуществе, и «благодать Креста Его страшная демоновъ изгоняетъ полки».
Отвергаясь своего греховного состояния, человек во Христе Распятом и Воскресшем снова обретает себя, ибо Христос восстанавливает в нем первобытную красоту. Когда мы добровольно принимаем на себя крест, распиная на нем свое самолюбие и своеволие, Христос обновляет в нас духовные силы, извращенные доселе страстями. Сердце человеческое, готовое на крестную смерть, на подвиг любви ко Христу и ближнему, способно забыть порок и страстность, и исполниться любовью к добру и добродетели в беспрерывном подвиге самоочищения.
Мрак наших прежних страстей рассеивается Светом Христовым, когда мы не сомневаемся в том, что Тело и Кровь Его и все таинства Церкви совершают в нас чудеса, из которых первое – преодоление гордыни и приобретение истинного смиренномудрия. Добродетели в этом обновленном состоянии совершаются в нас без труда, естественно, ибо проистекают из нашей восстановленной природы.
Святые Апостолы приняли огненную силу Христову, ради чего Спаситель заповедал им не отлучатися отъ Iерусалима (Деян 1, 3). Через такой очистительный огонь прошли наши сестры в Иерихоне, отстаивая право на любовь к Телу Христову и к ближнему против безбожных посягательств врагов Церкви изнутри и совне. Не гнушаясь лежащего в низине страстей, погрязшего в грехах Иерихона, они достигли вышнего Иерусалима и показали всем нам, что и нам открыт путь подвига и духовного обновления. И нам ради стяжания истинной силы Христовой следует не отлучатися от нового Иерусалима нашего омытого покаянием и огнем очищенного сердца, в котором пребывает сила свыше – Дух Святой, Дух Утешитель. Этого Духа утешения сподобляются только смиренномудрые. Дух Христов одухотворяет смиренное и сокрушенное сердце наше, когда оно готово принять потрясение своей земли, изменение своего состава, обновление своей природы. Тогда в него изливается радость Воскресения.
При этом глубочайшем потрясении и преображении всего нашего обветшалого внутреннего человека особенно в настоящие дни святой Пасхи следует нам принять радость о Светлом Воскресении Христовом, не увлекаясь громкими всплесками внешнего торжества, но сохраняя тишину смирения в сердце. В этой тишине мы сможем прислушаться к тонкому веянию Духа Святого, открывающего нам тайны Божии, из коих первая и самая важная для всех православных христиан есть вечная и вечно спасительная тайна Начальника тишины Христа: Христосъ воскресе! Воистинну воскресе!
Берлин-Мюнхен
Пасха 2000
|
Марк, Архиепископ Берлинский и Германский |
|